Нововведения в сфере аграрного образования призваны популяризировать сельскохозяйственные профессии
Новую модель развития подведомственных Минсельхозу России аграрных вузов обсудила министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут с ректорами вузов, представителями школ и сельхозпредприятий. Именно в такой связке по плану министерства должна теперь идти подготовка аграрных кадров.
Было предложено определить специализации аграрных вузов: какие направления деятельности развивать и какие кадры готовить. Учебные заведения будут учитывать аграрную специфику субъекта РФ и запросы предприятий, которые работают в регионах присутствия вузов.
Одним из основных инструментов привлечения учащихся в аграрные вузы должно стать целевое обучение студентов. Ведь оно обеспечит им в последующем гарантированное трудоустройство.
В свою очередь, в сельских школах — а именно села являются основным источником кадров для сельского хозяйства — планируется создать развитую сеть агроклассов. В них сделают упор на профильные предметы. Для формирования у школьников интереса к аграрным профессиям должны применяться современные методы обучения. Дополнительно для преподавателей школ организуют курсы переподготовки. Все это призвано решить задачу по формированию уровня знаний у школьников, желающих стать аграриями, не ниже, чем на популярных специальностях.
Существующими наработками поделились и школы. Некоторые их них уже применяют в обучении практикоориентированный подход: показывают и рассказывают на уроках, во время экскурсий в вузы или на предприятия, как применить на практике полученные знания. Привлечение к лекциям практиков также должно стать неотъемлемой частью высшего образования.
Полноценным участником образовательного процесса будет бизнес. Ему необходимо взаимодействовать как с вузами, так и со школами, с родителями школьников. И в первую очередь участвовать в формировании компетенций учащихся. Таким образом работодатель сможет получить мотивированных специалистов с нужными профессиональными компетенциями.
Преподаватели школ и вузов также должны быть вовлечены в профориентационную работу.
Ожидается, что трансформация подходов к аграрному образованию будет способствовать популяризации сельскохозяйственных профессий. А будущие сотрудники АПК будут знать, что после обучения они получат не только гарантированное трудоустройство, но и достойные условия труда (ведь отрасль постоянно роботизируется и цифровизируется), меры социальной поддержки.