Это позволит снизить стоимость продукции, считают эксперты
В Минсельхозе России подготовят инициативу о расширении механизма субсидирования железнодорожных перевозок лососевых видов рыб и сардины иваси, сообщили «Известиям» в министерстве. По оценке ведомства, это позволит снизить затраты на транспортировку рыбной продукции в среднем на 7 руб./кг.
В 2023 году более половины от общего объема импорта продукции из лососевых видов рыб было поставлено в Центральный федеральный округ РФ, сообщили изданию в «Центре Агроаналитики» Минсельхоза России. Основными поставщиками являлись Чили и Турция, которые экспортировали аквакультурную семгу и форель. Импорт иваси в Россию практически не осуществлялся.
Аквакультурный лосось пользуется устойчивым спросом у потребителей, поставки свежей рыбы на внутренний рынок осуществляются круглогодично. При этом лов тихоокеанских лососевых осуществляется только летом и в начале осени и к тому же цикличен: объемы добычи в нечетные и четные годы разнятся из-за особенностей жизненного цикла таких рыб. Отечественное производство аквакультурного лосося в настоящее время не может полностью заместить импорт из-за специфики отрасли, отмечают эксперты «Центра Агроаналитики». Таким образом, импортная продукция в настоящее время поддерживает баланс внутреннего рынка.
Ожидается, что рассматриваемый механизм субсидирования железнодорожных перевозок будет распространяться на тихоокеанские виды лососевых рыб: горбушу, кету, кижуч, нерку и т. д,, а также на сардину иваси, выловленную на Дальнем Востоке. Все это, как ожидается, позволит нарастить и разнообразить предложение этой продукции в центре страны и сдержать рост цен в рознице, считают эксперты.
Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак приводит в пример субсидирование транспортировки минтая и утверждает, что льготные железнодорожные тарифы на перевозку рыбы — это действенная мера поддержки внутреннего спроса, особенно когда речь идет о недорогих сортах.
«По товарам из минтая субсидия ощутима и составляет около 8% от текущей оптовой цены на мороженый минтай. Фактически она позволяет компенсировать около трети стоимости перевозки минтая с Дальнего Востока по железной дороге», — пояснил эксперт. По его оценкам, дальнейшее субсидирование доставки минтая продолжит стимулировать спрос на него на внутреннем рынке.
Своевременная доставка рыбы в регионы имеет ключевое значение не только для насыщения рынка востребованной продукцией, но и для эффективности промысла. Это позволяет разгрузить мощности для хранения продукции, отмечает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
По его словам, главный плюс механизма в том, что рыба станет доступнее для потребителя, поскольку издержки на доставку сократятся, а предложение возрастет.
«Вместе с тем сардина иваси — пока недооцененная переработчиками и ретейлерами из центральной части России рыба, и повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для развития производства и появления новой качественной продукции на прилавках», — говорит Зверев.
В прошлом году, по данным ВАРПЭ, рыбаки добыли 543,9 тыс. т иваси — в 1,9 раза больше, чем в 2022 году. Такие высокие уловы ожидаются и в ближайшие годы, что в комплексе с льготами на доставку открывает хорошие перспективы для расширения ассортимента пресервов и консервов, а также копченой и соленой рыбы на российских прилавках, полагает президент ВАРПЭ.
Благодаря высокому уровню добычи тихоокеанских лососей средняя оптовая цена в Дальневосточном федеральном округе на горбушу сократилась с 270 до 145 руб./кг, в Центральной России — с 300 до 187 руб./кг, подсчитали в Strategy Partners (экосистема «Сбера»).
Примерная текущая стоимость железнодорожной перевозки рыбопродукции рефконтейнерами с Дальнего Востока до Москвы составляет около 20 руб./кг, то есть около 10% от стоимости горбуши.
Если применить опыт субсидирования перевозки минтая и сельди (когда выплата доходила до 7 руб./кг) к горбуше, то это позволит сократить оптовые цены в центре страны до 4%, уверена эксперт Strategy Partners Мелиса Мердеева.
По ее словам, субсидирование перевозки лососевых видов рыб и сардины иваси из ДФО поможет разнообразить рыбные прилавки, сделать их более доступными по цене. Также данная мера поддержки способствует импортозамещению атлантической сельди, которую в центр России доставляют преимущественно из Фарерских островов.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам iz.ru