Как рассказали представители ретейла на круглом столе, посвященном развитию отечественной селекции, российский товар имеет огромный маркетинговый потенциал, потребитель больше ему доверяет
В рамках деловой программы международной выставки «Картофель и Овощи Агротех» прошел круглый стол «Развитие российской селекции: достижения, вызовы, возможности сотрудничества», организованный дирекцией ФНТП развития сельского хозяйства. Он собрал более 70 участников. На мероприятии представители РОУ АПК, отраслевых научных учреждений, руководители семеноводческих хозяйств обсудили возрождение отечественной селекции, взаимодействие науки и бизнеса, а также изменения в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства (ФНТП).
Директор дирекции ФНТП Ирина Лаврентьева в диалоге со спикерами обсудила современные тенденции селекции, особенности внедрения полного цикла производства, переработки картофеля, отличия отечественных и зарубежных сортов, а также способы продвижения российских разработок на прилавок.
«Помимо мер денежных..., Минсельхоз также помогает и в продвижении отечественной селекции. То есть мы разговариваем, встречаемся, уговариваем, показываем, убеждаем наших заказчиков и участников, чтоб они показывали на демополях, на демонстрационных посевах выставляли свои сорта, гибриды. И в принципе мы сейчас видим, что движение уже заметно..., механизм пошел, процесс пошел, поезд тронулся, в общем-то остановить движение невозможно... Уже начинают чуть ли не очереди выстраиваться за теми или иными сортами», — отметила она в приветственном слове.
Директор ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства» Алексей Солдатенко также упомянул о днях поля как одном из действенных инструментов продвижения новых разработок. «Мы стараемся участвовать в днях поля, на которых есть демонстрационные производственные испытания на площадке каких-то крупных хозяйств. Мы стараемся общаться с фермерами, какими-то крупными хозяйствами и предлагать на производственные испытания наши селекционные достижения, чтобы они уже в открытом поле могли посмотреть на отечественную селекцию, что нет у нас какого-то серьезного отставания», — говорит он.
Генеральный директор «СеДеК-Домодедово» Ирина Дубинина напомнила о разработанных компанией сортах картофеля, в том числе созданных в рамках ФНТП, которые эквивалентны иностранным: «триумф», «взрывной» и др.
Председатель совета директоров агрохолдинга «Дары Малиновки» Василий Герман рассказал об особенностях сортов для сибирского климата, а также о российской селекции в целом.
«С точки зрения сортов за последние 5–7 лет российская селекция сделала большой скачок. И на сегодняшний момент отставание ну 5–10%, в каких-то сортах мы лучше. И нужно понимать о том, что всегда есть связка: это семена, это технологии и это товаропроводящая сеть. И сейчас мы видим то, что большой есть интерес у сетей, чтобы продавать российские сорта. А мы ставим задачу на ближайшие 2–3 года — это как раз популяризация отечественных сортов и их более активное агроприменение, чтоб был наработан опыт по разным регионам, разным климатам», — подчеркнул он.
На вопрос о том, какие запросы поступают от бизнеса, директор ФИЦ картофеля им. А. Г. Лорха Сергей Жевора сообщил, что одним из основных является создание ранних сортов картофеля и сортов, пригодных для переработки.
«В этом направлении мы ведем работу. Создан ранний сорт „спринтер“. Также начата работа с компанией „Озёры“. Уже подготовлены к сдаче несколько сортов, которые прошли проверку на их производственных линиях. Поэтому в ближайшее время мы получим новые прекрасные сорта, пригодные как раз для переработки на чипсы с низким содержанием редуцирующих сахаров в течение длительного периода хранения», — сказал он.
Илья Гамов, директор по агропромышленным производствам розничной сети «Магнит» рассказал об аграрном производстве торговой сети и экспериментальных полях с картофелем российской селекции.
«Мы посадили достаточное большое количество картофеля отечественной селекции. Выбрали сорта, с которыми готовы продолжать сотрудничество в этом году. В этом году мы увеличим уже на порядки посевные площади под отечественные сорта в нашем собственном производстве овощей открытого грунта, — рассказал Гамов. — Планируем выйти на достаточно серьезные объемы по поставкам в сеть уже картофеля отечественной селекции. В следующем году мы планируем стать вообще лидерами по поставкам семенного материала в нашу сеть в России, семенного материала отечественной селекции, в частности по картофелю».
В свою очередь руководитель проектов департамента по взаимодействию с органами власти Х5 Group Иван Корабельников поделился впечатлениями о дегустации, которая прошла 23 января на площадке ТС «Перекресток». Там было представлено около 24 сортов картофеля, в том числе созданных в рамках ФНТП.
«Российский товар имеет огромный маркетинговый потенциал. Проводили социологические замеры в части продуктов питания. Потребитель больше доверяет российским товарам», — поделился он.
Директор ООО «Мираторг-генетика» Николай Елаткин рассказал о совместном проекте с «Вкусно и точка», где выстроен полный цикл производства картофеля: от пробирки до прилавка.
«Здесь нужно понимать, что это не игра в одни ворота, естественно, мы работаем в кооперации с той же самой „Вкусно и точка“. И они у нас как раз в рамках КНТП [комплексный научно-технический проект] участвуют в плане отработки технологий, и [у нас есть] возможность „раскатать“ технологии с отечественными сортами под промышленную переработку. Потому что мало получить урожай — нужно еще его переработать, и именно здесь не должно быть потерь», — поделился он подробностями о проекте.
Заместитель руководителя профнаправления ГК «Гавриш» Геннадий Баймушкин рассказал об потребностях и перспективах развития овощного семеноводства. Компания в этом году вступила в ФНТП и планирует проводить дегустации овощей собственной селекции.
«Мы вошли в ФНТП, — сообщил он. — К 2030 году мы наконец-то заместим и голландские компании, может так и неэтично говорить, и зарубежные, и 75% рынка будет отечественные, будем на это надеяться. Жаловаться нам не на что, мы растем, Минсельхоз нам помогает».