В 2022 году их было выращено 128,7 тыс. т
За последние годы грибоводство в нашей стране из нишевого сегмента превратилось в одно из инвестиционно привлекательных направлений сельского хозяйства, сообщили в Минсельхозе России. Там уточнили, что стимулом для развития подотрасли стали меры господдержки, в частности инвестиционные кредиты, в результате чего начали запускаться крупные проекты в этой сфере.
По данным ведомства, в прошлом году объем производства культивируемых грибов вырос на 16,1% и достиг 128,7 тыс. т, что является рекордным показателем в современной истории России. Преимущественно в нашей стране выращивают шампиньоны и вешенки.
Регионами-лидерами в сегменте являются Краснодарский край, Курская, Ленинградская, Московская, Калужская области и Республика Татарстан. Основная мера государственной поддержки производителей – льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование, отметили в Минсельхозе.
В начале мая «Интерфакс» писал, что ведущие «грибные» компании России в 2022 году смогли существенно нарастить выручку. Так, компания «АгроГриб» получила чистую прибыль в размере 159,8 млн руб., выручка выросла до 1,5 млрд руб. с 1,2 млрд руб. в 2021 году. Компания «Русский гриб» достигла прибыли в 79,3 млн руб., выручка повысилась до 919,7 млн руб. с 755,4 млн руб. годом ранее. «Грибная радуга» нарастила прибыль до 359,3 млн руб., выручка увеличилась до 4,6 млрд руб. против 3,7 млрд руб. в 2021 году.
Ранее директор по агропромышленным производствам «Магнита» Илья Гамов говорил «Агроинвестору», что в России объем потребления культивируемых грибов достигает порядка 180 тыс. т в год и основную массу составляют шампиньоны. Потребление вешенок на российском рынке не превышает несколько тыс. т в год (в 2022-м — 6,5 тыс. т), отмечал он.
По словам Гамова, основной вызов рынка сейчас — увеличение объема потребления грибов. «И здесь резерв просто гигантский. Если говорить про Китай и другие азиатские страны, то там удельное потребление грибов на порядок больше, в Европе потребление грибов выше в два раза и более. Я считаю, что всем производителям грибов нужно совместно разработать программу по популяризации этой продукции и стимулированию потребления, потому что сейчас основной барьер у покупателя — это низкий уровень знаний о полезности продукции, способах ее приготовления», — говорил эксперт.
По словам гендиректора компании «Агриконсалт» Андрея Голохвастова, все крупные производители грибов заинтересованы в собственном мицелии. Это, с одной стороны, снижение рисков, с другой — дополнительный заработок. При этом производство мицелия шампиньонов — технологически сложное направление, если планируется разрабатывать собственные высокопродуктивные штаммы, подчеркивал Голохвастов.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам mcx.gov.ru и agroinvestor.ru